Елена Чернякова: Самые важные направления цифровизации ОМС

13 ноября 2020

13 Ноября 2020

В рамках встречи в режиме видео-конференц-связи, посвященной проблемам и перспективам применения телемедицины, проведенной на прошлой неделе Председателем Комитета по охране здоровья Дмитрием Морозовым, выступила Елена Евгеньевна Чернякова, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Все то, что делает Министерство здравоохранения с точки зрения формирования нормативно-правовой, методической, информационно-технической базы важно для того, чтобы электронные документы стали юридически значимыми, имели возможность быть использованными в медицинской и финансовой деятельности организаций.

Елена Чернякова перечислила самые важные направления цифровизации в сфере ОМС:
"В рамках создания государственной системы медицинского страхования, ее модернизации мы изначально планируем возможность формировать счета на оплату медицинской помощи на основе электронных медицинских документов. Ведется работа по согласованию основных параметров электронных медицинских документов, которые должны быть структурированы и которые будут использованы для расчета стоимости медицинской помощи для последующей оплаты. Это первое направление, если мы говорим об электронных медицинских документах".

"Второе направление, над которым мы работаем - это риск-ориентированные подходы к проведению экспертиз. Сегодня медико-экономический контроль полностью автоматизирован. Мы уже проверяем счета по фармакологическим признакам на имеющиеся нарушения или отклонения от нормы. Мы сейчас работаем над тем, чтобы медико-экономическую экспертизу тоже максимально перевести на автоматизированный контроль. Если у нас входящие медицинские электронные документы будут в достаточной степени структурированы, то и медико-экономические экспертизы также могут производиться без выхода на место".

"И на третьем этапе проводится экспертиза качества медицинской помощи, которая требует вдумчивого рассмотрения, полного спектра документов в соответствии стандартам. Сегодня клинические рекомендации в рамках создания информационных систем вертикально-интегрированных по нозологиям".

Ведется работа Министерством здравоохранения по стандартизации и оцифровке как клинических рекомендаций, так и стандартов оказания медицинской помощи. Это нужно для того, чтобы относительно этих базовых документов можно было формировать также автоматизированный контроль: помощь была оказана именно этому пациенту, были соблюдены сроки, более сложные проверки на соблюдение стандартов качества лечения, на соответствие клинических рекомендаций, - рассказала председатель ФОМС.

"Сегодня в России принято решение создать отдельный федеральный проект "Искусственный интеллект", - пояснила она. - Мы с Минздравом предложили стратегии, как искусственный интеллект, технологии искусственного интеллекта можно внедрять в сфере здравоохранения, в сфере обязательного медицинского страхования для того, чтобы проводить экспертизу качества и оказывать помощь медицинскому персоналу при подготовке документов и принятия решений".
В этом году, формируя методические рекомендации субъектам по оплате случаев оказания медицинской помощи, мы предусмотрели, в том числе, и оплату телемедицинских консультаций, продолжила свой комментарий выступающая.

Далее Елена Чернякова детально описала проблемы, которые требуют серьезного обдумывания, обсуждения и решения:
"Но здесь есть повод для дискуссии. Как правило, телемедицинская консультация и большая часть медицинских консультаций "врач-пациент", происходит на этапе амбулаторного звена, которое финансируется по подушевому принципу. То есть на количество прикрепленного населения есть установленный тариф. Как только мы начинаем с подушевого норматива занимать средства на какие-то отдельные услуги, понятно, что подушевой норматив от этого уменьшается, и здесь возникают риски.

Да, мы, безусловно, ведем учет, у нас есть параметры результативности. Мы учитываем, сколько было посещений, сколько было обращений, сколько было случаев неотложной помощи, но оплата все равно идет по "душевику". И это позволяет медицинской организации в первичном звене балансировать и планировать свою деятельность".

"У нас есть сейчас прецеденты, когда телемедицинские консультации привлекают внешние медицинские организации, объем их нарастает, подушевик сокращается и возникают трудности у первичного звена, - пояснила руководитель ФФОМС. - Средств, оставшихся в подушевике, может не хватать на финансово-хозяйственную деятельность самой поликлиники. Поэтому здесь очень важно найти баланс оплаты, когда к телемедицинским консультациям привлекаются сотрудники поликлиники, которые имеют прикрепленное население, а когда к телемедицинским консультациям привлекаются другие организации или другие врачи, не работающие в той поликлинике, к которой прикреплен пациент".

"Расчеты за эти телемедицинские консультации должны быть внутри учреждения, то есть учреждение само должно решить, своими силами: оно проводит медицинскую консультацию, либо привлекает и заключает договора со специалистами, с частными практикующими врачами, медицинскими организациями и уже оплачивает из своей финансово-хозяйственной деятельности эти отношения. Вот, пожалуй, только в этом есть развилка, потому что все остальное в принципе урегулировано, - сделала заключение эксперт".

Дмитрий Морозов прокомментировал ее выступление:
"Очень важно посмотреть тариф на телемедицинские технологии, но я бы хотел сфокусировать внимание на том, что идеологически мы, наверное, должны продумать такую систему, которая бы стимулировала рублем.

Может быть, нам нужно рассмотреть вопрос о выделяемых федеральных финансированиях и субсидиях. У нас же в первичной медико-санитарной помощи часть помощи финансируется федеральным бюджетом, ВИЧ, например, или туберкулез или что-то другое. Нужно создать мотивацию к применению телемедицинских технологий. И когда главный врач будет каким-то образом мотивирован, то это будет другая ситуация.

Хочу поддержать то, что касается контроля качества. При нормальном введении документации автоматизированный контроль качества даст потрясающий результат. Мы не будем заниматься контролем качества всего, а будем заниматься контролем качества зон риска - больниц в зоне риска, у которых, предположим, высокая летальность. Или, например, стоимость койко-день высокий. Даже такие интегративные простые показатели дадут возможность не тратить силы на все, а концентрироваться на тех зонах, на тех технологиях, которые показывают ключевые результаты, выходящие за рамки зеленой зоны. Это очень важно".

Вернуться к списку